Современные Военно-морские силы Китая
– самостоятельный вид вооруженных сил государства, входящий в состав Народно-освободительной армии Китая, возглавляемый Главнокомандующим, одновременно являющимся заместителем Министра обороны
– Главнокомандующего НОАК. Главный штаб ВМС находится в Пекине.
Таблица 1
Боевой корабельный состав ВМС НОАК, 2006 г. |
Тип ПЛ и БНК |
ед. |
Подводные лодки: |
87 |
- ПЛАРБ пр. 092 «Ся» |
1 |
- АПЛ пр. 091 «Хань» |
4 |
- ДЭПЛ пр. 039G «Сун»
(c ПКРК «YJ-8») |
12 |
- ДЭПЛ пр. 636ЭМ (c ПКРК «Club») |
8 |
- ДЭПЛ пр.041 «Юань» |
2 |
- ДЭПЛ пр. 039 «Сун» |
1 |
- ДЭПЛ пр. 877ЭКМ и пр. 636 |
4 |
- ДЭПЛ пр. 035 «Мин» |
24 |
- ДЭПЛ пр. 033 «Ромео» |
31 |
Эскадренные миноносцы УРО: |
29 |
- типа «Шеньян», пр. 051С |
2 |
- типа «Ланьчжоу», пр. 052С |
2 |
- типа «Современный»:
пр. 956Э и пр. 956ЭМ |
4 |
- типа «Люйху», пр. 052 |
2 |
- типа «Люхай», пр.051В |
1 |
- типа «Люйда», пр.051 |
16 |
Фрегаты УРО: |
49 |
- типа «Цзянкай» пр. 054 |
2 |
- типа «Цзянвей-2», пр. 053H3 |
10 |
-типа «Цзянвей», пр. 053H2G |
4 |
- типа «Цзянху-4», пр. 053НТ(Н) |
1 |
- типа «Цзянху-3», пр. 053НТ |
3 |
- типа «Цзянху-1/2/5», пр.053Н1/2/5 |
29 |
Ракетные катера: |
89 |
- проект 022 |
4 |
- типа «Хоуцзянь», пр.037/2G |
7 |
- типа «Хоусинь», пр. 037/1G |
23 |
- типа «Хуанфэнь», пр. 021 |
30 |
- типа «Хоку», пр. 024 |
25 |
Патрульные катера: |
234 |
- типа «Хайнань», пр. 037 |
95 |
- типа «Хайцзюй», пр. 037/1 |
22 |
- тип «Хайци» |
2 |
- типа «Шанхай-3» , пр.062/1 |
17 |
- типа «Шанхай-2» , пр.062 |
98 |
Минно-тральные корабли: |
48 |
- минный заградитель, пр. 918 |
1 |
- МТЩ нового типа |
2 |
- МТЩ типа «Т-43», пр. 010 |
40 |
- РТЩ типа «Восао», пр. 082 |
5 |
Десантные корабли и катера: |
89 |
- БДК типа «Юйтин», пр. 072-II,-III |
18 |
- БДК типа «Юйкань», пр. 072 |
7 |
- СДК типа «Юйден», пр.073-III |
11 |
- СДК типа «Юйдао», пр. 073-II |
4 |
- МДК типа «Юйлинь», пр. 079 |
32 |
- МДК типа «Юйхай», пр.074 |
10 |
- Десантный ТР типа «Цюнша» |
4 |
- МДК - катамаран |
3 |
Военно-морская доктрина ВМС НОАК начала разрабатываться с конца 1980-х гг. и была официально провозглашена в 1995 г. В ее основу положена «Стратегия активной обороны», предусматривающая создание ВМС и поддерживающих их ВВС, способных не только отразить агрессию со стороны моря, но и предусматривающая превентивные удары, в т.ч. и на океанском ТВД. При этом было заявлено, что:
• на первом этапе, до начала XXI века, создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов»
– о-ва Рюкю и Филиппинские, и в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей;
• на втором этапе (до 2020 г.) планируется ВМС усилить таким образом, чтобы они могли осуществлять оперативные действия в пределах «второй цепи островов»
– Курильские о-ва, о. Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские и о. Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага;
• на третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана.
Одновременно перед ВМС КНР уже на современном этапе стоят задачи обеспечения интересов государства на море, связанных с разработкой природных ресурсов океана и безопасностью судоходства.
Таким образом, первый этап программы ориентирован на защиту территории КНР от ударов с моря и обеспечение безопасности морских коммуникаций и промышленной деятельности связанной с разработкой природных ресурсов в акваториях китайских морей.
Между тем, ряд событий позволяет нам предположить, что
основным регионом приложения сил ВМС НОАК в ближайшее десятилетие будет индо-океанское направление. Так, еще в 1994 г. около 90 % всех перевозок экспортных и импортных грузов (не менее 840 млн. т.) и 27 % грузооборота Китая приходится на морские коммуникации Южно-Китайского моря и, соответственно, Индийского океана.
Возрастающая зависимость Китая от состояния индо-океанских коммуникаций обусловлена так же увеличивающимся дисбалансом между потребностями энергетики страны в нефтепродуктах и объемами внутренней добычи
– необходима компенсация дефицита за счет импорта, который по прогнозам составит
– до 50% потребностей к 2005 г. и 80% в 2010 г.
Данное предположение подкрепляется проведением КНР «Стратегии жемчужных бус»
– созданием линии стратегических партнеров на побережье вдоль морских коммуникаций в Персидский залив, что выражено:
• в развитии военно-морского сотрудничества со странами индо-океанского бассейна
– Пакистаном, Мьянмой и Индией,
• в заключении оборонных соглашений с ЮАР и Камбоджей,
• в широкомасштабном портовом строительстве в Бангладеш (порт Читтагонг),
• в возможном строительстве канала на перешейке Кйра (Таиланд), который соединит Андамантское и Южно-Китайское моря, минуя Малаккский пролив, территориальные воды Индонезии и Малайзии.
В целом строительство ВМС НОАК осуществляется в рамках долгосрочных программ, основанной на реализации концепции «защиты стратегических границ и жизненно важного пространства», согласно которой Китай должен иметь вооруженные силы, способные одержать победу в войне любой продолжительности и масштаба. К числу побудительных мотивов активации военноморского строительства в современном Китае следует отнести ряд важных событий, таких как: включение США территории восточного Китая и его акватории в операционную зону Тихоокеанского объединенного командования ВС США, выход США из договора по ПРО 1972 г., создание США системы ПРО с привлечением ВМС Японии, Республики Корея, Австралии и Тайваня, опыт ведения США и их союзниками воздушно-морских операций в ходе локальных конфликтов современности в Юго-Восточной Европе, в Центральной и Юго-Западной Азии, и наличие «тайваньской проблемы».
Организационная структура ВМС НОАК состоит из надводных и подводных сил, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны и оперативных формирований: Северного, Восточного, Южного флотов, Сангарской речной и Бохайской учебной флотилий и предусматривает однородные оперативные соединения – эскадры (подводных лодок
– 6, эскортных кораблей – 7, минно-тральных кораблей – 3) и тактические соединения – бригады и дивизионы.
В дополнение к трем флотам, ВМС НОАК рассматривает возможность формирования четвертого флота, способного вести масштабные действия в океанской зоне, за пределами прибрежных операционных зон флотов, охватывающих прилегающие к Китаю акватории – аналога советских оперативных эскадр и флотилий.
Проведем
анализ современного боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК с различных позиций, а именно:
• анализ структурных показателей боевого состава китайского флота по силам и единицам - надводным, подводным и воздушным силам, боевым надводным кораблям, подводным лодкам и летательным аппаратам;
• анализ географической проекции боевого потенциала ВМС НОАК по зонам дальности.
*
Возрастные категории БНК, ПЛ и ЛА определены как: новейшая – до 10 лет, современная – 10-15 лет, устаревшая – 16-25 лет, старая - свыше 25 лет. Учитывая, что в практике китайского флота, наблюдается современное строительство БНК, ПЛ и ЛА по устаревшим проектам, фактическая оценка возрастной категории конкретного типа БНК, ПЛ и ЛА проведена по методу экспертных оценок с учетом морального старения. При этом основным качественным показателем возрастной категории принимаем коэффициент новизны – «Кнов.», определенный по формуле:
Кнов
= |
Кол-во БНК (ПЛ, ЛА)
новейших и совр. конструкций |
Общее количество БНК (ПЛ, ЛА) |
Удовлетворительным считается
значение коэффициента равное величине «0,5» – см. Сравнительная оценка
корабельного состава ВМС Индии и Пакистана. Резяпов Н., Иванов Ю. // Морской
сборник. 6-2000. С.61. |
• анализ возрастного показателя* БНК, ПЛ и ЛА китайского флота.
При этом факторы влияния природно-климатических условий, организации боевой службы, использования плавучего тыла и передовых пунктов базирования, технической надежности оружия и вооружения не учитываем. Расчетные материалы по указанным выше направлениям анализа вынесены в приложение.
Подведем итог анализа, отразив результаты графически –
см. рис. 1 и 2.
Так, «осредненное стандартное водоизмещение корабельного состава» составляет величину порядка 1000 т., а аналогичная величина «по экипажу»
– 68 чел., что свидетельствует о «прибрежной ориентации» китайского флота в целом.
Как пример этого, отметим, что в структуре боевого корабельного состава количественное преобладание имеют малые БНК
– ракетные и патрульные катера, удельный вес которых составляет 51,9% и на долю которых приходится 1/5 часть противокорабельного ракетного потенциала китайского флота.
Корабли же морской зоны – эсминцы и фрегаты, а так же подводные лодки составляют 4.7, 7.9 и 13.8 процентов соответственно.
Анализ возрастных категорий китайского флота свидетельствует о том, что боевой корабельный состав ВМС НОАК всего на 19.4% обеспечен кораблями новых и современных конструкций.
Боевой корабельный состав |
Возрастные категории боевого корабельного состава |
Новейшие и современные корабли
(в скобках - удельный вес в рассматриваемой структуре)
Рис. 1. Показатели состояния боевого корабельного состава
ВМС НОАК, 2006 г.
|
При этом обновление корабельного состава осуществляется с преимущественным уклоном строительства кораблей морской и океанской зоны. Так, из 121 боевого корабля, построенного в последние 10–15 лет, на долю десантных кораблей приходится 38.0%, подводных лодок
– 27.3%, фрегатов – 13,2% и эсминцев – 10,7% «новостроя».
Между тем, безнадежно старыми являются всё то ничтожно малое количество противоминных кораблей Китая – 46 ед. (95.8%), что делает противоминную оборону не то, чтобы низкоэффективной, а эфемерной*
[Отметим, что два новых тральщика, проходящие приемку в 2006 г., возможно являются первыми кораблями в программе противоминной обороны китайского флота] ... Аналогичные выводы распространяются и на устаревшие, и на старые малые БНК (96,6%)…..
Помимо этого отметим, что в составе флота устаревшими и старыми кораблями являются 18 эсминцев (55,2% кораблей данного класса), 33 фрегата (67,3%) и 40 десантных кораблей (46.5%).
В итоге и в целом, очевидно, что:
• большая часть боевого корабельного состава представлена устаревшими и старыми кораблями, что ставит под сомнение их боевую ценность;
• дисбаланс в современном военно-морском строительстве Китая – преимущественное строительство морских и океанских кораблей, «при забвении» сил прибрежной обороны, обеспечивающих «своей повседневной рутиной» действия морских и океанских кораблей.
Боевой авиационный состав ВМС НОАК в большинстве своем представлен самолетами устаревших и старых конструкций – 82.7%, а в «функциональном выражении»: истребительной – 43,5% ЛА (232 истребителя), бомбардировочной – 22.5% (120 самолетов), и истребительно-бомбардировочной и штурмовой (19.5% или 104 машины) авиацией.
Боевой авиационный состав |
Возрастные категории боевого авиационного состава
Рис. 2. Показатели состояния боевого авиационного состава
ВМС НОАК, 2006 г.
|
Состояние же авиапарка боевых самолетов китайского флота может быть определено как:
• бомбардировочная авиация – все машины старых и устаревших конструкций;
• истребительная авиация на 86,2% (200 ЛА) представлена так же самолетами старых и устаревших конструкций,
• истребительно-бомбардировочная авиация, почти на половину (46.1%) – самолеты старых конструкций.
«Бросается в глаза» ничтожно малый состав базовой патрульной авиации – 12 самолетов БПА старой конструкции, что делает результативность воздушной разведки и патрулирования весьма сомнительной, без привлечения самолетов разведки и ДРЛО Военно-воздушных сил Китая…
Таким образом, современные Воздушные силы ВМС НОАК так же в подавляющем большинстве (82.7%) представлены самолетами старых и устаревших конструкций, что делает их боевую ценность сомнительной.
Обновление авиапарка ВМС НОАК, равно как и рассмотренного выше корабельного состава, осуществляется, прежде всего, в обновлении ударной и истребительной авиации: в числе 88 новых и современных самолетов, построенных или приобретенных в последнее время, состоят 56 истребителей-бомбардировщиков (63.6% поступлений) и 32 истребителя (36.4%).
Проанализируем географическую проекцию боевого потенциала ВМС НОАК по операционным зонам дальности.
При этом данные зоны определены удаленностью от береговой черты, а именно:
• прибрежная – до 200 миль;
• ближняя морская – от 200 миль до 500 миль,
• морская – от 500 миль до 1000 миль, и
• океанская – свыше 1000 миль.
Географически, раздел ближнеморской и морской операционных зон проходит по рубежу: юго-западная акватория Японского моря
– восточная оконечность о-ва Кюсю – южная часть о-ва Лусон и дельта р. Меконг. А раздел ближнеморской и прибрежной операционных зон проходит по рубежу: западное побережье Корейского п-ова – восточное побережье о-ва Тайвань – «середина» Индокитайского п-ова.
Таким образом, прибрежная и ближнеморская операционные зоны фактически охватывают акватории Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайского морей.
Расчет показателей боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК выполнен в монографии, а результат отражен на
рис. 3.
|
Рис. 3. Распределение (в процентах) боевого потенциала ВМС НОАК
по операционным зонам, 2006 г.
Примечание: Внутренняя линия – потенциал океанской операционной зоны. Средняя линия
– потенциал в морской зоне. Крайняя линия – потенциал в ближнеморской зоне. Линия периметра диаграммы – прибрежная операционная зона (100% боевого потенциала) |
Проанализируем полученный результат. При этом фактор напряженности использования сил и средств флота не учитываем.
Так, очевидно, что для действий в прибрежной зоне может быть задействовано 100% боевого состава и боевого потенциала китайского флота.
Но уже для оперирования в ближнеморской зоне может быть привлечено меньше половины (45.6%) боевых самолетов и исключает возможность применения до 20% БНК.
А для действий в морской операционной зоне могут быть задействованы до
1/3 боевого корабельного состава и 14% боевых самолетов.
Таким образом, по итогу 2006 г. китайский флот пока сохраняет боевую структуру*
[Обратным примером являются современные Морские силы самообороны Японии, полностью адаптированные для действий в морской (1000-мильной) операционной зоне], ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.
Между тем, необходимо отметить, что за первое шестилетие XXI века, ВМС НОАК удалось существенно увеличить потенциал своего силового присутствия в морской операционной зоне –
см. табл. 2.
В итоге и в целом заметим, что современные Военно-морские силы Китайской Народной Республики количественно обеспечены силами и средствами для создания благоприятного операционного режима в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов - о-ва Рюкю и Филиппинских», что говорит о выполнении первого этапа «Стратегии активной обороны».
Между тем, анализ боевых возможностей китайского флота с учетом боевых потенциалов ВМС стран региона и военно-силового присутствия США в Восточной Азии говорит о том, что современные военно-морские силы Китая самостоятельно навряд ли смогут обеспечить безопасность своего государства с морских направлений*
[Обоснование этого вывода приведено в книге «Красный дракон. Современные военно-морские силы Китая»].
Таблица 2
Динамика роста боевого потенциала ВМС НОАК
в морской операционной зоне, 2000–2006 гг.
|
Боевые средства
для морской операционной зоны
|
Всего,
2006 г. |
Поступ-
ление в
2000-
2006 гг.,
ед.
|
Удельный
вес
пос-
туплений
в итоге
2006 г., %
|
Эсминцы, ед. |
29 |
8 |
28,0 |
Фрегаты, ед. |
16 |
6 |
37,5 |
Подводные лодки, ед. |
87 |
22 |
25,0 |
Десантные корабли, ед. |
25 |
9 |
36,0 |
Боевые самолеты, ед. |
64 |
24 |
37,5 |
Противокорабельные ракеты, ед. |
792 |
380 |
48,0 |
Зенитные управляемые ракеты, ед. |
696 |
448 |
64,0 |
УР «воздух-воздух», ед. |
144 |
144 |
100 |
Торпеды, ед. |
1366 |
366 |
26,0 |
Десантовместимость, тыс. чел. |
5,9 |
2,25 |
38,0 |
Танковместимость, ед. |
215 |
90 |
42,0 |
Источник: http://otvaga2004.narod.ru/publ_w2/chinesenavy.htm |